Описание Крещения Господня — важнейший богословский источник для догмата о Троице. Именно тогда Бог явился как Троица: Сын крестился в Иордане, Отец голосом провозгласил с Небес, Дух Святой сошёл в образе голубя.
Собственно, потому и Богоявление — день, когда и Христос явил себя Богом, и Бог явил себя Троицей во Христе.
Троическое богословие загадочно. Даже выучив правильные термины, даже на греческом языке и расставив их в правильном порядке мы, собственно, не поймём, о чём идёт речь. Вот говорится, что Сын от Отца «предвечно рождается», а Дух «исходит». Но чем одно от другого отличается — мы не знаем, и что именно описывается этими словами — тоже.
Но это только часть проблемы.
Другой её аспект: совершенно непонятно, что нам с догматом о Троице делать в нашей повседневной жизни. Это очень высокое, но очень абстрактное знание.
Для чего Бог открыл нам эту странную Истину, которая не укладывается в нашу земную логику?
Иногда высокое богословие говорит о вещах вполне насущных. Догмат о том, что Бог стал человеком — это весть огромного утешения. Если Богочеловек имеет общую со мной природу, то Он может меня понять, и Он может меня исцелить. Между нами нет непреодолимой границы, мы друг другу не чужие. Ему ведомы человеческие чувства, Он знает что такое голод, жажда, одиночество, страх и боль. У Него есть мама, он любил своих друзей, сердился на апостолов, Он вырос в человеческой семье, Он работал, ел и спал, как все люди, у Него были деньги, Он уставал, грустил и радовался.
А что мне даёт знание о том, что Бог есть Троица — гораздо менее понятно.
Хотя и в этом можно найти утешение.
Я думаю, истина о Троице дана нам на вырост. Её сложность и непонятность — залог будущего счастья. Неграмотный человек может не понимать смысла библиотеки — но научившийся читать откроет в ней великое сокровище. До того в книге можно видеть материал для растопки, гнёт для квашеной капусты или хлам вовсе бесполезный — но проблема будет не в книге, а в способности её применить.
Мы ведь знаем о Боге не только, что Он — Троица. Ещё нам открыто, что Бог есть Любовь. И отношения Троицы — это отношения Любви. И они нам непонятны постольку, поскольку мы не имеем достаточной Любви — ни к Богу, ни между собой. Вырастем — поймём.
И значит всё, что мы знаем о Боге, мы знаем о Любви. Троица — это намёк, указание на то, что такое Любовь. Единение, не уничтожающее различий, но стирающее границы. Не полное слияние, но и абсолютное единство. Общность, не теряющая индивидуальности. Иными словами — радикальное, вечное преодоление одиночества.
И мы, люди, вечно истерзанные страхом быть оставленными, страхом пустоты и темноты, имеем в Троице великую надежду.
Надежду, что мы никогда не останемся одни.
Владимир Берхин






























